Федерация универсальной йоги

Переход на Международный сайт Федерации Универсальной Йоги

Випассана. Лекция Сонама Джорфела Ринпоче из Учения по Йоге Бардо

 

Медитация Випассана – проницающее видение природы реальности.

Лекция Сонама Джорфела Ринпочеиз Учения по Йоге Бардо.

Випассана – это анализ природы сознания нашей души и проникающее видение его. Мы должны понять природу нашего ума, нашей души. Это важно для успешного существования в нашем изменчивом мире.  Для этого мы ведем дискуссию. Мы исследуем, где происходят мысли, откуда их источник, что является объектом притяжения сознания, как сознание производит впечатление. Мы проникаем постепенно, все глубже и глубже, в природу нашего сознания души. Чем больше мы рассматриваем наше сознание, тем более разнообразным и непостоянным оно нам является. Но в то же время ни один из элементов, будь то цвет, будь то форма, будь то качество, не в состоянии целиком описать, что есть сознание души. Как будто бы в сознании есть множество элементов, совокупность которых и образует его. Какая основная задача для нас по проникновению в природу? Нужно жить, нужно осознавать, ощущать полностью настоящий момент. При этом четко и глубоко анализировать природу возникающих впечатлений, состояний. Не поддаваться действию органов чувств, не быть рабами своих органов чувств, проникать глубже в саму природу ума. Мы еще раз повторяем, что природа сознания на том уровне, что мы говорим, эта природа представляет пустоту. Нет никаких концепций для нас в сознании, мы не можем никак его поймать, захватить, охватить или схватить, но оно проявляется. Во время медитации вы будете медитировать на изначальную чистоту нашего сознания – это и будет настоящая медитация – неконцептуальное, неоформленное, неочувствленное состояние – без мыслей, без эмоций, без проявленности. Тогда мы выйдем на уровень неразрушимости. Мы движемся в глубину себя в полном осознании, проницаем все омраченные элементы нашего сознания насквозь и выходим на уровень неконцептуальной нерушимости и чистоты. Это и будет погружением в природу ума. Когда мы рождаем какие-то противоположные концепции: плохо–хорошо, большое–маленькое, здесь–там, - то это предопределяет разные виды впечатлений, отпечатков, омрачений, мыслей, концепций. Это не будет являться природой сознания души, как бы мы ни представляли все это, это всего лишь иллюзия. Только лишь контролирование полного осознанного состояния сознания и проницание всех феноменов насквозь. Мы не можем достичь, схватить наше сознание. Мы должны оставаться в чистом состоянии, в чистой природе, не насилием, не силой, а просто оставить все, как есть – любые проявленности. Расслабляем свое восприятие, не обращаем на него внимание. Оставляем, как есть. Нас это не волнует. Это и будет настоящая медитация – випассана. Полная осознанность с проницанием всего видимого насквозь, с погружением в ясную природу…

В процессе концентрации, на разных этапах концентрации на разных объектах наших миров возникает 37 различных восприятий нашего сознания. И для всех главным условием будет наличие изначальной вместе рожденной природы. Ничего не будет создаваться и  разрушаться, если нет этой чистой, ясной основы. Все феномены иллюзорные проходят, наше сознание меняется. Внешние аспекты его воспринимают разные феномены – золото, земля, грязные, чистые феномены, объекты, но природа его от этого не изменяется. Природа всегда чиста – изначальная ясная чистота. Мы говорим о разных активностях жизни человека – он делать может что-то, думать, обладать какими-то привычками, умениями – как строить, как ремонтировать, как разрушать, как умирать, как писать, как учить. Но все умения должны накладываться на какую-то основу. Активности могут быть любые – позитивные, негативные, нейтральные. Негативные  активности накапливаются из невежества, из незнания, из омраченной природы, позитивные накапливаются из мудрости, из ясного чистого понимания.

Випасана - это высший тип медитации. Высший потому, что в нём нет никакого объекта концентрации, нет соответственно и качеств, видов, размеров и форм для медитации. Випассана выходит за границы любых ограничений относительного описания мира, это проницание сквозь любые энергии и состояния, проницание внутрь себя, в свою изначально чистую природу души. Пронизывая энергии и формы, мы проходим сквозь сансару, возвращаемся к себе, в то, что мы есть изначально, до вхождения в колесо воплощений.

Конечно перед такой глубокой практикой, мы должны в реальности осознать куда мы стремимся, попробовать найти это в том что нас окружает. И вот когда мы на своём опыте погружения в сансарические восприятия не дойдем до чего-то реально устойчивого и неизменного, тогда мы осознаем что все наши восприятия во всех типах существования в сансаре есть лишь цепи иллюзии, которыми мы сами опутываем себя по законам кармы. Полное анализирование, что есть природа нашего сознания души, и затем проницание в эту изначальную чистую природу насквозь энергии и мысли, формы и качества объектов, через все иллюзорные восприятия и есть Випассана. Почему наше сознание туда-сюда какие-то мысли производит? Откуда берутся эти восприятия? Где источник этих концепций? Кто рождается? Кто умирает? Кто болеет? Кто это? Что это такое? Анализировать мы должны и, анализируя, понимать свою изначально чистую природу. Видеть ее. Природа сознания всегда чиста, природа сознания не болеет. Для сознания это иллюзорные феномены, что накапливаются позитивной и негативной кармой. Для сознания это своего рода временные привычки. Например, есть тело, оно испытывает боль. Если у нас нет тела, душе не больно. Ощущения, накладываемые на тело, это есть дуалистическое восприятие – я и внешнее. Я – то, что происходит со мной, внешнее – все, что по отношению ко мне является внешним. Это иллюзорное восприятие. В состоянии медитации Випасана вы должны очень комфортно медитировать, легко, даже если вы не можете удерживать какую-то позу, это не является причиной для остановки медитации. Вам не нужен никакой объект, не нужна никакая концентрация, только проницающее видение своего сознания. Этапы осознания корней мыслей, корней восприятий – мы как бы смываем омрачения и проницаем насквозь, внутрь погружаемся, внутрь нашего сознания души. Но, прежде чем достичь проникающего видения ясного изначально чистейшего от иллюзии мира сознания души, нам необходимо поработать с техникой шаматха, чтобы наши органы чувств не могли влиять на нас, чтобы иллюзия могла бы нами легко узнаваться. Випассана тогда будет целеустремлённой и реальной работой по выходу нас из сансары. А если мы, как и наши учителя, йоги прошлого, сможем выйти из сансары, то мы сможем помочь это сделать и нашим ученикам, нашим детям, нашим последователям. Так все люди смогут постепенно освободиться от грязных кармических действий. Мы все постепенно достигнем  состояния просветления и станем существовать счастливо и вечно вне иллюзий, страданий, болезней, изменений, негативов.  

 

<< Назад
Шива